Так бывает и у нас… 6 лет разницы между братом и сестрой дают колоссальную разницу потенциалов, поэтому риск братоубийственной войны в отдельно взятом доме у нас максимальный. При этом оба чада уже совсем не против увеличить свои карманные капиталы, а значит у родителей появляется новая платформа для урегулирования конфликтов!
Моя цель - мир в доме! Так чтобы самое громкое, что мы слышим был бы детский счастливый смех, но уж точно не вопли и ругань, поэтому применяю научный подход.
Итак, из хорошо зарекомендовавших себя методов семейной фасилитации могу посоветовать следующее:
Дети усаживаются за один стол и каждый получает по листу бумаги и ручку. Вспоминая последний конфликт, прошу их описать, кто в чем был не прав и как обидел другого. (это самое сложное - дети вообще не верят, что кто-то может на них обидеться, что уж, даже взрослые в это не всегда верят)
Каждый оглашает вслух свои наблюдения
Прошу каждого описать максимальное количество пунктов, в которых другой участник оценивается положительно - от него есть польза, его можно за это благодарить, вообще вызывает теплые чувства.
Надо сказать, что это задание не вызвало у детей вообще никакого интереса! Пока я не вспомнила об их меркантильных интересах с карманными деньгами. Поэтому в ход был пущен запрещенный прием - ПОДКУП.
Дополняем этот пункт - Тот, кто напишет больше пунктов, получит дополнительные карманные деньги! Условие - должно быть не меньше 10 пунктов, за что можно ценить друг друга
Дети уточнили, что будет, если они напишут равное количество пунктов? Получат сумму пополам! А что будет, если они вдвое больше напишут? В этом случае я удвою «выигрыш» каждого!
Через несколько минут дети принесли результаты - 22 и 20 пунктов, за которые они ценят друг друга!
Но это был не финал, а надо было доказать истинность ценности! Поэтому следующим шагом каждый, не подглядывая повторил то, что написал!
Процент попадания был очень высоким - 90%. Но сохранился перевес в количестве пунктов - один ребенок больше написал, а второй ребенок больше вспомнил.
Мое предложение было - каждый напишет, сколько карманных денег заслуживает другой! Тут версии совпали и дети получили поровну
НО ЭТО ЕЩЕ НЕ ВСЕ! Ибо иначе была бы это «Пирова победа» - уже через 15 минут они забудут о крепкой братско-сестринской дружбе и снова начнут друг друга убивать! Поэтому пришлось применить еще одно условие -
В случае, если все эти ценности были записаны только в угоду мне, а они поругаются хоть раз за неделю так, что об этом узнают родители, то каждый должен будет вернуть *1,5 раза больше карманных денег в «Банк», чем получил!
Следующий день был самым тихим и счастливым выходным в нашей семье за многие годы!
Как вам такой подход к приучению к миру?