Блог

Метод сфокусированной беседы - зачем он нужен и что даёт при решении общих задач?

Когда в принятии решения задействовано более одного человека, уже можно и нужно договариваться, чтобы решение было претворено в жизнь. Эта банальная, на первый взгляд, мысль встречает преграды на пути реализации. Чтобы синхронизироваться, необходимо услышать друг друга и принять позицию друг друга, но в привычных реалиях мы, в лучшем случае, умеем выражать свои мысли, а искренне принимать мысли других людей редко учимся.

Когда команда или партнёры знают цели и как будто бы ее принимают, но почему-то ее не достигают, а иногда не двигаются к ней, то стоит развивать навык беседы, сфокусированной на прояснении позиции друг друга.

В этот метод заложены четыре этапа, которые по-русски складываются в аббревиатуру ОРИП, а по-английски ORID, где
О - объективный уровень
Р/R - рефлексивный уровень
И/I - интерпретативный уровень
П/D - уровень принятия решений

На объективном уровне участники вспоминают объективные события, которые они уже переживали, на рефлексивном - эмоции, которые эти события вызывали у них самих или у других участников событий. Интерпретативный уровень позволяет построить гипотезы, анализировать выбор в той ситуации, решения и их последствия. Уровень принятия решения говорит сам за себя - «Что же теперь со всем этим делать? И кто конкретно что конкретно будет делать?»

Рассмотрим пример сессии с использованием метода сфокусированной беседы, когда команда на формальном уровне как будто знает о необходимости идти в новый проект, но при этом проект с места не двигается и никто не понимает, как это изменить.

О - Каждый участник вспоминает ситуации, когда на его глазах начинались новые проекты. Этот этап индивидуальный. Под запись для самого себя. Случаев можно и нужно вспомнить, как можно больше. Как тех, где участники были активными, так и те, которые они наблюдали со стороны.
Р/R - Опираясь на ситуации из прошлого шага, участники все еще индивидуально выписывают, что испытывали участники процесса - какие были эмоции, чувства переживания у всех вовлечённых или наблюдателей.

Следующий уровень можно пройти, как в в мини-группе, так и индивидуально. В зависимости от времени, выделенной на сессию.

И/I - Что влияло на положительный ход развития проекта, а что тормозило его или отбрасывало назад?

Результат этого этапа уже можно выносить на всеобщее обозрение. Это удобно делать на стикерах, взвешивая те явления, что продвигали на одну сторону стены или доски, а те, что влияли негативно на другую.

В зависимости от количества стикеров, которые участники вывешивают и объясняют последовательно, можно провести кластеризацию, объединив при согласии группы их в одни смысловые поля.

Все еще на интерпретативном уровне проведём анализ - что из выделенных факторов присутствует у нас в команде и в какой мере влияет на результат? Тут можно использовать голосование точками и шкалирование.

Все это будет объединять группу вокруг проблемы и подводить к заключительному шагу - ТАК ЧТО ЖЕ СО ВСЕМ ЭТИМ ДЕЛАТЬ???

П/D - на уровне принятия решения коллегиально ищем ответ на вопрос - «Что может помочь в минимизации рисков от того или иного фактора?» (в этот вопрос можно и нужно заложить ограничения, которые сузят размышления до конкретных действенных шагов, а не уведут в космические дали)

Когда команда нашла варианты минимизации рисков и увеличения потенциала у сильных пунктов, приходит время каждому взять на себя ответственность за реализацию того или иного решения.

Все решения в рамках сессии принимаются добровольно, без давления и с принятием группой решения каждого.

Такую сессию можно с равным качеством и эффектом, а также вовлечённостью участников проводить как онлайн с распределённый командой, так и оффлайн.

Проходя по всем этим этапам участники фокусируются на важных для каждого, но и понятных каждому переживаниях, которые могут блокировать дальнейшее движения. В этом есть кое-что и от предъявленной уязвимости каждого, но и очень много желания двигаться вперед и понимания, как это сделать.