Блог

Неизвестность-фрустрация—агрессия - как сохранить человеческие лица в команде в период неопределенности?

Существует фрустрационная теория агрессии, которая редко известна миру бизнеса и предпринимателям/руководителям. Однако именно эта цепочка может разрушить коллектив/команду в период большого стресса и неопределенности, а понимание ее может помочь устоять в сложные времена.

Отправной точкой фрустрации может быть лишение, утрата или конфликт.

При этом фрустрация может быть вызвана воздействием внешних факторов или внутренних:

Лишение - премии - это внешний фактор, а прыщ перед свиданием - внутренний.
Утрата близкого человека - внешний фактор, а потеря чести - внутренний.
Конфликт с группой за власть или идею - внешний фактор, а бесконечный внутренний диалог и мучительный поиск решений - внутренний.

Герои «Волшебника изумрудного города» были фрустрированы отсутствием Ума, смелости и сердца, которые на самом деле были, но были не признаны.

А если, например, вы пришли в дорогой ресторан, ожидая приятной атмосферы, вкусной еду и высококлассного обслуживания, а получили хамство, тухлый салат и пьяного конферансье, то ожидание не совпадёт с реальностью и реакция в виде фрустрации вполне станет возможной. Ее следствием станет и агрессия в адрес ресторана, его персонала или собственника. Эта фрустрация обусловлена внешними факторами. А если после вспышки гнева и ярости с их очевидными проявлениями в адрес других людей, вы станете мучаться угрызениями совести, тут придёт черед фрустрации внутренней - несоответствие представления о себе и себя проявленного в социуме.

Что происходит сейчас вокруг нас? Многие потеряли чувство безопасности и уверенности в завтрашнем дне. Те, чьей точкой опоры было планирование, лишились этого инструмента или используют его ограниченно с горизонтом от нескольких часов до нескольких дней. Кто-то потерял связь с близкими (в связи с отъездом или разницей взглядов - это не важно). Кто-то сочтёт, что он мог бы когда-то раньше поступить иначе и не испытывал бы сейчас такого разочарования в себе, а на кого кто-то свалится груз обязанностей еще и «того парня», который внезапно не вышел на работу…

В результате растёт общий уровень агрессии - многие теряют контроль над своими страхами и другими эмоциями. При этом объект, на который может быть направлена такая агрессия, не обязательно будет виновен, даже чаще всего - это безвинный в текущей ситуации объект, но остановить маховик агрессии, особенно коллективной бывает очень сложно.

Сначала коллектив «съест» того, кто сам себя принесёт в жертву, затем того, кто будет слабее остальных, но все этим жертвоприношения едва ли заглушат боль потерь и страх, поэтому так важно найти точки опоры для себя и команды.

Если человек живет в контакте с собой, то фрустрация - это один из способов выявить неудовлетворённую потребность. Собственно, для руководителя это тоже инструмент для налаживания работы в коллективе - выявляя триггеры, можно найти те белые пятна, которые делают командную работу не безопасной или не желанной. Но тут следует отметить, что любую интервенцию лучше проводить при сопровождении специалистом, иначе можно упустить момент и не собрать команду обратно!